Способы учета ГСМ
Способ 1: Традиционный метод
Это самый простой и самый бюджетный вариант. Зная нормы расхода топлива для разных сезонов (зима, лето) и типов транспорта, а также пройденный путь (на основе данных одометра) можно с помощью, например, Excel рассчитать расход топлива.
Распространенный метод, используемый с прошлого века, в основном на государственных и муниципальных предприятиях.
Преимущества · У данного метода нет преимуществ перед другими, более точными методами контроля и учета ГСМ. · Погрешность данного метода зависит от совести водителя
|
Недостатки · На часть техники, например, зарубежную, нет норм расхода. · Нормы часто не соответствуют действительности, например, при установке ДУТ оказывается, что норма была выше на 10-15 % · Ничто не мешает водителю «наматывать» спидометр |
Способ 2: Программный. Контроль топлива с помощью спутниковой системы «АвтоГРАФ» без дополнительных датчиков.
Метод основан на данных о пройденном пути, моточасах и нормах расхода топлива. Данные о километраже считаются на основании данных GPS/ГЛОНАСС, и водитель в данном случае не может приписать, или накрутить спидометр.
Где используется
Используется на легковом транспорте и транспортных средствах, имеющих небольшой расход топлива
Преимущества · Пресечение нецелевого пробега и «накручивания» спидометра. · Более точный расчет расхода топлива по сравнению с традиционным методом. |
Недостатки · Для учета и списания ГСМ необходимо знать точные нормы расхода для ТС.
|
Способ 3: Использование штатного датчика уровня топлива
Бортовой навигационный контроллер, установленный на ТС, подключается к штатному датчику уровня топлива.
Где используется
Метод используется для подтверждения факта и примерного объема заправки в основном на новой или зарубежной технике, или там, где конструкция бака не позволяет установить ДУТ.
Преимущества · Позволяет подтвердить факт заправки (место и объем заправленного топлива)
|
Недостатки · Штатный датчик имеет большие мертвые зоны при пустом и полном баке, что дает большую погрешность · Погрешность измерений зависит от типа и качества работы штатного датчика. |
Способ 4: Контроль топлива по показаниям с CAN-шины
На сегодняшний день практически все современные транспортные средства имеют в своем составе, так называемую шину CAN (англ. Controller Area Network) – бортовой компьютер. При подключении навигационного контроллера к шине CAN диспетчер в онлайн режиме видит информацию по расходу и уровню топлива в баке.
Где используется
На транспорте, имеющем шину CAN, в любых отраслях (сельское хозяйство, строительство, добыча)
Преимущества · Точный расход ГСМ без установки дополнительных датчиков.
|
Недостатки · Данные о расходе топлива снимаются с бортового компьютера и чем старше техника, тем больше погрешность в измерениях. · На некоторых типах техники есть данные только об расходе, данные об уровне отсутствуют. |
5. Установка датчиков уровня топлива
Датчик уровня топлива (ДУТ) — это прибор, позволяющий точно определить уровень топлива в баке. Датчик устанавливается либо в штатное отверстие датчика уровня, либо в предварительно просверленное отверстие сверху.
Где используется
Везде, где необходим точный контроль ГСМ
Преимущества · Высокая точность измерений · Полный контроль расхода, мест заправок и сливов, изменений объема. · Возможность подключить на штатный указатель топлива |
Недостатки · Относительно высокая по сравнению с другими способами учета стоимость оборудования · При сложной конфигурации топливного бака требуется установка нескольких датчиков |